Стандартизированные методы диагностики

В настоящее время в клинической психологии широко используются стандартизированные диагностические протоколы. Их главная ценность в наличии референса - диапазона значений, который позволяет нам понять, является ли полученный результат нормативным или нет. Огромное значение для дифференциальной диагностики имеют методики для выявления аутизма (в первую очередь ADOS-2) и тесты на интеллект.
Диагностика аутизма
Самым надежным способом диагностики аутизма в настоящее время является использование протокола ADOS-2 (план диагностического обследования при аутизме). Этот инструмент во всем мире считаются золотым диагностическим стандартом.
Обследование с помощью ADOS представляет собой структурированное наблюдение, позволяющее оценить социальное взаимодействие, коммуникацию, воображение, особенности поведения и деятельности. Итогом проведения обследования является количественное значение, которое позволяет достоверно определить диагностическую группу - аутизм, спектр аутизма, вне спектра. Инструмент предназначен для обследования детей (начиная с возраста 1 года), подростков и взрослых. В зависимости от возраста и уровня владения разговорной речью используется один из 5 модулей. Во взрослом возрасте, ADOS-2 позволяет провести дифференциальную диагностику с другими психическими расстройствами, в том числе расстройствами личности.

Скрининговые опросники используются для выявления группы риска по РАС. Сюда относится социально-коммуникативный опросник (SCQ), CASD, M-CHAT. Все три методики позволяют быстро и точно определить риск наличия аутизма и спланировать дальнейшее обследование.
Диагностика интеллекта
Когнитивные тесты позволяют определить способности человека. Они могут использоваться для самых разных целей, но по-настоящему становятся необходимы, когда есть подозрения на снижение интеллекта. У каждого человека есть свой профиль способностей. Что-то мы умеем делать лучше, что-то хуже. Но, в целом, все значения обычно укладываются в некоторый не слишком широкий диапазон, который и называется нормой. Отклонение от него может указывать на когнитивные нарушения. Для оценки интеллекта используются специальные инструменты, которые позволяют оценить разные способности - мышление, восприятие, память, скорость обработки информации и т.д.

Тест KABC-II представляет собой батарею заданий, предназначенных для оценки уровня интеллектуального развития и академических достижений у детей в возрасте от 3 до 18 лет 11 месяцев. Он включает задания, относящиеся к нескольким шкалам: шкала последовательной обработки информации, шкала одновременной обработки информации, невербальная шкала, шкала достижений, шкала планирования и общий показатель теста. Существенным достоинством теста Кауфманов является его опора на нейропсихологическую модель и большое разнообразие шкал, показывающих профиль интеллектуального развития.

Тест Векслера предназначен для тестирования интеллектуальных способностей у детей и подростков от 6,5 до 16,5 лет. Тест был адаптирован на русском языке и стандартизирован на отечественной выборке. Тест включает 11 субтестов, позволяющих измерить уровень развития общего, вербального и невербального интеллекта, частных интеллектуальных способностей; выявить потенциал обучаемости; определить уровень сохранности интеллекта.

Психолого-образовательный профиль
Данный тест предназначен для оценки уровня возможностей детей, имеющих нарушения коммуникации. Методика стандартизирована на группе нормативно развивающихся дошкольников. Благодаря этому по итогам проведения теста формируется профиль способностей, выраженный в возрасте, которому соответствует развитие основных навыков.
Made on
Tilda