Когнитивные тесты позволяют определить способности человека. Они могут использоваться для самых разных целей, но по-настоящему становятся необходимы, когда есть подозрения на снижение интеллекта. У каждого человека есть свой профиль способностей. Что-то мы умеем делать лучше, что-то хуже. Но, в целом, все значения обычно укладываются в некоторый не слишком широкий диапазон, который и называется нормой. Отклонение от него может указывать на когнитивные нарушения. Для оценки интеллекта используются специальные инструменты, которые позволяют оценить разные способности - мышление, восприятие, память, скорость обработки информации и т.д.
Тест KABC-II представляет собой батарею заданий, предназначенных для оценки уровня интеллектуального развития и академических достижений у детей в возрасте от 3 до 18 лет 11 месяцев. Он включает задания, относящиеся к нескольким шкалам: шкала последовательной обработки информации, шкала одновременной обработки информации, невербальная шкала, шкала достижений, шкала планирования и общий показатель теста. Существенным достоинством теста Кауфманов является его опора на нейропсихологическую модель и большое разнообразие шкал, показывающих профиль интеллектуального развития.
Тест Векслера предназначен для тестирования интеллектуальных способностей у детей и подростков от 6,5 до 16,5 лет. Тест был адаптирован на русском языке и стандартизирован на отечественной выборке. Тест включает 11 субтестов, позволяющих измерить уровень развития общего, вербального и невербального интеллекта, частных интеллектуальных способностей; выявить потенциал обучаемости; определить уровень сохранности интеллекта.
Психолого-образовательный профиль
Данный тест предназначен для оценки уровня возможностей детей, имеющих нарушения коммуникации. Методика стандартизирована на группе нормативно развивающихся дошкольников. Благодаря этому по итогам проведения теста формируется профиль способностей, выраженный в возрасте, которому соответствует развитие основных навыков.